Лестер Туроу. Давайте отменим антимонопольные законы

Ключевой вопрос экономической политики состоит в том, какие институты и виды деятельности необходимы, чтобы Америка сохранила продуктивную экономику. Между тем, это единственный вопрос, который почти никогда не задается в антимонопольных делах.
Если страна нуждается в конкурентных рынках, надо снизить барьеры, препятствующие свободной торговле.

(Статья была впервые напечатана в The New Youk Times 19 октября 1980 г.)

Давайте отменим антимонопольные законы

(пер. под ред. В. Новикова)

Лестер Туроу

профессор экономики и менеджмента

Массачусетского технологического института.

Америка должна отменить свои антимонопольные законы. Пришло время признать, что методы XIX в. не годятся для того, чтобы их применяли в XXI в. Экономика, рост которой замедляется, а качество жизни падает ниже уровня конкурентов, не может себе позволить существование правовой системы, которая вредит ее промышленному развитию.

США уже перестали быть более богатой и передовой в технологическом отношении страной, чем её конкуренты. Страна не может позволить себе тратить миллиарды долларов на затяжные судебные процессы. Эти ресурсы должны быть направлены на инвестиции. Нельзя позволять себе принуждать американские компании независимо друг от друга изобретать колесо, тогда как им следует заниматься в совместными исследованиями и разработками. Нельзя питать надежды на конкуренцию на мировых рынках, если американцы в лице отечественных торговых компаний неспособны дать отпор японским торговым компаниям

В том, что антимонопольные законы бесполезны и давно устарели, можно убедиться, взглянув на них с разнообразных точек зрения. В условиях роста международной торговли больше нельзя решать, существует ли эффективная монополия, ориентируясь на долю фирмы на местном рынке. Невзирая на свою долю в отечественном производстве автомобилей, корпорация Дженерал Моторз находится в состоянии конкурентной борьбы за выживание с фирмами из Японии и Западной Германии.

Если нужны конкурентные рынки, снизьте барьеры, препятствующие свободной торговле. Каким бы ни было положительное влияние антимонопольных законов на конкуренцию в американской сталелитейной промышленности, его полностью затмевают негативные последствия системы минимальных ввозных цен, из-за которой сталь зарубежного производства не попадает в США. Автомобилестроение стало конкурентной отраслью, но причиной этого явилась внешняя торговля, а не антимонопольные законы.

Сокращение доли США в экспорте промышленной продукции - это национальное экономическое бедствие, однако законопроект, направленный на допущение американских торговых компаний, был отклонен на том основании, он бы способствовал созданию местных картелей и позволил бы банкам иметь долю в промышленных предприятиях.

Безусловно, этот законопроект разработан, чтобы побудить компании к сотрудничеству в области экспорта, и некоторой своей частью это сотрудничество могло бы распространиться на их деятельность в отечественной экономике. Однако если за рынки сражаются два национальных картеля, это уже не картель, это конкуренция.

Точно так же западногерманские и японские банки, имеющие долю в промышленных предприятиях, в гораздо большей степени ощущают свою ответственность за развитие отрасли, а не «просто предлоставление займов». Если американской промышленности необходимо выжить, она должна располагать такого же рода всесторонней поддержкой со стороны национальной финансовой системы.

По мере того, как растет доход, становится все менее и менее ясно, что означает монополия. Большинство товаров, которые мы покупаем, являются предметами роскоши, а не физиологической необходимостью; для поддержания неизменного реального уровня жизни можно было бы воспользоваться другими товарами.

Рассмотрим антимонопольное дело в области производства сухих завтраков из злаков. Предположим, что несколько компаний заняли позицию олигиполиста и запрашивают более высокие цены, чем они могли бы запросить на конкурентном рынке.

По оценкам Федеральной торговой комиссии с 1958 по 1972 г. потребители переплатили $1.2 млрд. В расчете на один завтрак это составляет 0.1 цента, и это едва ли можно считать одной из серьезных национальных проблем. К тому же покупатели могут приобретать безымянные кукурузные хлопья или употреблять на завтрак что-то иное, к примеру, яйца с беконом. Производство сухих хлопьев является конкурентным бизнесом даже в том случае, если в отрасли по производству сухих завтраков конкуренция отсутствует.

Благодаря рекламе потребители могли быть убеждены в этой весьма слабой дополнительной физической полезности сухих завтраков известных марок, но что с того? При существующем уровне доходов американцев большинство потребностей определяется рекламой в ее скрытых и открытых формах. Лишь небольшое число наших решений о расходах определяется настоящей нуждой.

Отдельные потребители могут принимать неразумные решения, но предотвращение этого вряд ли подходящая задача для антимонопольных законов. Похоже, что люди готовы платить крупные суммы, чтобы приобрести товары с ярлыками известных фирм, которые будут пришиты к их одежде на видном месте. Следует ли нам применять антимонопольные законы, чтобы изменить подобное иррациональное поведение?

Поскольку позицию на сложившемся рынке обычно легче создать и защитить, компании-олигополисты могут оказаться способными получать от своих клиентов небольшую надбавку к цене, но эта способность существенно ограничена. Потребители могут расходовать свой доход на альтернативные потребности, а потенциальные конкуренты почти всегда готовы прилететь на крыльях.

Кроме того, далеко не очевидно, что, если правительство выиграет антимонопольный процесс, будет получена какая-либо экономическая польза. Рассмотрим недавнее дело компании IBM.

Предположим, что правительство выиграло процесс и корпорацию IBM разделили на три или четыре компании. Какие характеристики отрасли подверглись бы изменению? У нас уже есть достаточно опыта, чтобы понять, что олигополия, состоящая из трех-четырех компаний в своих действиях мало чем отличается от единственной компании, которая сталкивается с потенциальной конкуренцией (со стороны Японии), в сфере в которой она сильна (производство крупных компьютеров) и реальной конкуренцией, в сфере в которой она занимает слабые позиции (производство небольших компьютеров).

Если уж на то пошло, мы бы ослабили нашу промышленность и облегчили бы японцам ее разрушение. Если принять во внимание другие отрасли, где антимонопольные законы привели к появлению новых конкурентов (нефтяная и алюминиевая промышленность) или где они предотвратили поглощение неэффективных производителей их конкурентами (сталелитейная промышленность и автомобилестроение), сложно утверждать, что эти отрасли являются более эффективными или менее конкурентными, чем производство компьютеров

В такой сложной экономике, как американская, нельзя сказать со стопроцентной уверенностью, что произошло бы при отмене антимонопольных законов. Возможно, мы бы обнаружили некоторые неприемлемые последствия, и это потребовало бы введения новых норм регулирования. Если это так, то в случае, когда появится необходимость, такие нормы можно разработать. Эта сфера сейчас настолько сложна и так слабо связана с достижением экономических целей, что нам нужно начать все заново и посмотреть, что продуктивного нужно сохранить в современной экономике.

Слово «продуктивный» служит ключом к любому пересмотру. Какие институты и виды деятельности необходимы, чтобы Америка сохранила продуктивную экономику? Это единственный вопрос, который почти никогда не задается в антимонопольных делах, хотя на самом деле единственный важный вопрос.

14 декабрь 2008